Техосмотр авто: что изменится в 2021 году?

  • 1Минут чтения

Техосмотр по новым правилам

Новые Правила проведения технического осмотра транспортных средств (ТС) вступят в силу 1 марта 2021 года (изначально нововведения планировалось ввести 8 июня следующего года, но из-за пандемии сроки начала реформы в сфере техосмотра были отложены). По словам представителей Минэкономразвития, это сделано для поддержки производителей и стимулирования обновления автомобильного парка. Новые меры должны помочь снизить издержки бизнеса и водителей технического осмотра и при этом сохранить необходимый уровень контроля за техническим состоянием ТС. Более того, в настоящее время ФАС разрабатывает новую методику установления предельного размера цены техосмотра. Нынешний уровень, считают эксперты, крайне невысок.

Вышеназванные правила вступят в силу одновременно с поправками в законодательство о техосмотре ТС, которыми предусмотрен целый ряд нововведений в данной сфере, и будут действовать в течение 6 лет согласно Постановлению Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1434. Рассмотрим далее, что именно поменяется.

Новые сроки прохождения техосмотра

Ранее проходить техосмотр каждые два года должны были транспортные средства от трех до семи лет, раз в год — легковые автомобили старше семи лет, а полностью избавлены от необходимости приезжать на обязательное ТО были автомобили младше трех лет. Согласно новым правилам, от прохождения ТО полностью освобождаются машины младше четырех лет. ТС возрастом от четырех до десяти лет нужно будет привозить на техосмотр каждые два года. А ежегодно эту процедуру должны будут проходить только автомобили старше десяти лет.

Изменили правила и для такси. Если сейчас все автомобили такси должны проходить техосмотр каждые полгода, то в следующем году эта необходимость будет только для машин такси старше пяти лет. Для более новых автомобилей такси срок увеличен до одного раза в год.

Мотоциклы, грузовики грузоподъемностью до 3,5 т, прицепы и полуприцепы возрастом от четырех до десяти лет нужно привозить на ТО раз в два года, потом — ежегодно. Также каждый год необходимо будет проверять автобусы, грузовики грузоподъемностью более 3,5 т, учебные автомобили, с года выпуска которых прошло не более пяти лет. Весь такой транспорт старше пяти лет нужно привозить на техосмотр раз в полгода.

Обязательная фотофиксация до и после прохождения ТО

Как говорилось ранее, изменения разработаны в том числе и для поддержки добросовестного бизнеса в сфере технического осмотра. В этой связи новые правила предусматривают необходимость обязательной фотофиксации транспортных средств при заезде на сервис и при выезде после прохождения ТО. Основная цель новшества — исключить «заочное» прохождение ТО при помощи «серых» схем. Наличие координат в фотоматериале фиксации автомобиля позволит сравнить их с координатами пункта техосмотра и сделать вывод, был снимок сделан на территории сервиса или нет.

Сервисы, инвестирующие в свои пункты ТО, смогут подать заявление на аккредитацию по новым требованиям с 15 января 2021 года. Они получат право более позднего прохождения процедуры подтверждения своего соответствия в качестве преимущества.

Новые штрафы за отсутствие диагностической карты ТО

Вводятся штрафы за управление ТС, не прошедшим технический осмотр. Нарушения планируют фиксировать с помощью дорожных камер, сверяя государственные номера машин с базой данных авто, прошедших ТО, но не чаще одного раза в сутки. Сумма штрафа установлена на отметке 2 тыс. рублей. Таким образом, если выяснится, что диагностическая карта была оформлена без проведения техосмотра, то для оператора технической станции или сотрудника страховой компании предусмотрен штраф на сумму от 5 до 10 тыс. руб., должностного лица — от 30 до 50 тыс. руб., а для компании — на сумму от 200 до 300 тыс. рублей. В случае повторного нарушения будет применена дисквалификация специалиста или штраф до 500 тыс. руб. для организации.

Еще запланировано введение административной ответственности за нарушение порядка ведения реестра операторов техосмотра. Штраф для должностных лиц составит от 20 до 30 тыс. рублей, для юридических лиц — от 100 до 200 тыс. рублей.

Нововведения в ТО

Почему система ТО требует изменений?

Корреспондент “Российской Газеты” поговорил с генеральным директором некоммерческого партнерства “ТехЭксперт ДВ” Виктором Шпаковым и получил следующие комментарии касаемо будущих нововведений.

В принятой правительством страны стратегии безопасности дорожного движения заложена цель – нулевая смертность в ДТП к 2030 году. Виктор считает, что в комплексе мероприятий техосмотра этой задаче отводится огромная роль. «Начнем с того, что техосмотр – профилактическое мероприятие, которое должно снижать количество дорожно-транспортных происшествий, в том числе со смертельным исходом. Нынешняя концепция его проведения действует с 2012 года. За восемь лет по причине технической неисправности автомобилей в стране произошло свыше 30 тысяч ДТП. В них погибли 6,3 тысячи человек и свыше 52 тысяч получили ранения. Учтите, что происшествия без пострадавших не учитываются. То есть общее число таких ДТП мы не знаем вообще. Почему все эти машины с техническими неисправностями вышли на трассу? Какова в этом вина станций техосмотра? Я думаю, на 60-70 процентов. Что “сработало” – получение диагностической карты за взятку, плохое оборудование, неподготовленные сотрудники? Кто анализирует статистику? Где система?», – комментирует генеральный директор “ТехЭксперт ДВ”.

Виктор Шпаков дополняет: «Она (система) начинает формироваться только сейчас. Выпускаются нормативные акты, регулирующие работу станций ТО – и это очень хорошо. Технология проведения осмотра должна быть расписана буквально по пунктам: вот машина зашла, такие-то операции необходимо проделать. Кроме того, появилось большое количество правил, которые связаны с производственно-технической базой предприятия. В требованиях четко прописаны размеры ворот и канав, высота помещения и так далее. Это важно, но вторично. Главное – соблюдение технологии проведения техосмотра. Но получается так: если что-то на каких-нибудь 20-30 сантиметров короче или шире, а технология при этом не страдает, станцию все равно могут не аккредитовать. Ее что, закрывать? Это ж целая трагедия для работников, для огромного количества людей. Государство должно предусмотреть механизм урегулирования этих проблем, а пока его нет. Если бы у нас все станции строились с нуля, тогда другое дело. Но ведь многие эксплуатируются уже 20-30 лет…»

Идеальную станцию техосмотра Шпаков описывает следующим образом: «С минимальным допущением человеческого фактора и максимальным соблюдением технологии. Я приехал на ТО, и от моих дружеских взаимоотношений с директором ничего не зависит – вот так должно быть. Плюс проведение полной идентификации автомобиля на станции техосмотра. Плюс использование передовых методов диагностики. Еще один “системный” нюанс. По моему убеждению, надо подключать станции ТО к регламентным работам. В Европе машина, “набегав” определенное количество километров, должна пройти проверку на соответствие техрегламенту. У нас пока все регулируется только осмотром. Но если раньше это было понятно – станции ТО просто не имели нужного оснащения, то теперь многие из них представляют собой целый инновационный комплекс и могут расширить сферу деятельности. Зачем это надо? Вот пример. В Хабаровске муниципальные перевозчики закупают автобусы на газе. В них используют баллоны с давлением 200 атмосфер. Я интересуюсь у представителей завода: “А каким образом это оборудование будет проходить регламентные работы?”. “А это не наше дело”, – отвечают. Почему не заставили завод-изготовитель позаботиться об этом? Мы запускаем целую отрасль без регламентных работ! Это тоже отсутствие системы. Почему бы не продумать возложение проверки качества регламентных работ этих автомобилей на станции техосмотра? Проблема связана и с подготовкой-переподготовкой кадров. Сегодня операторов ТО обучают по госпрограммам. Но должна быть и система переподготовки. В России создали ряд центров по безопасности дорожного движения для переобучения специалистов. Один из них – шикарный! – отстроен в Хабаровске, в Тихоокеанском государственном университете. Он используется недостаточно. Там очень хороший автодром, прекрасные стенды по техосмотру. Но он абсолютно не загружен. Не нужен? Нет системы, которая включала бы занятия с использованием этого центра. И наконец, еще одна проблема. Даже беда – ценообразование в системе ТО.»

Виктор также объяснил проблемы ценообразования в системе ТО: «Предельные размеры ниже реальных затрат. Иногда в три-четыре раза. Считается, что техосмотр относится к социальной сфере и тарифы должно регулировать государство. Не всегда. Необходимы два подхода. В Хабаровске около 40 станций технического осмотра. Конкуренция есть? Да, есть. Так зачем лезть в тарифы? Это как раз тот случай, когда все отрегулирует рынок. В Охотске и Николаевске-на-Амуре по одной станции. Вот там может быть и надо вмешиваться, но не в крупных городах. Но даже при регулировании тарифов надо учесть следующее. Технология техосмотра расписана до мельчайших деталей. Она одинакова – что в Москве, что в Охотске, что в Хабаровске, что во Владивостоке. Оценить стоимость этой технологии, затраты на электроэнергию, коммунальные платежи, трудочасы работников, подготовку и повышение их квалификации, приобретение и эксплуатацию оборудования, реконструкцию станции, и заложить прибыль несложно. А дальше необходимо ввести региональные коэффициенты.»

Комментарий редакции

Таким образом, описанными выше законодательными поправками предусмотрены, в частности, следующие нововведения: введение фотофиксации процедуры техосмотра транспортного средства; оформление диагностических карт преимущественно в виде электронного документа и другие. Боле того, существенная роль в новых поправках отводится достижению нулевой смертности в ДТП к 2030 году и поддержке добросовестного бизнеса в сфере технического осмотра.

 

Aosago.ru ©

Источники: garant.ru, autonews.ru, rg.ru

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *