Снижение продаж автомобилей и страховых полисов. Очевидная взаимосвязь.

  • 1Минут чтения

Опасный дрифт

Российский автомобильный рынок вошёл в неуправляемый занос. С этим вынуждены соглашаться даже самые закоренелые оптимисты. Производители, ссылаясь на отсутствие спроса, сокращают представленный в каталогах модельный ряд. Но что ещё тревожнее, в дилерских центрах наблюдается нехватка популярных моделей. Сложности возникают не только у продавцов техники и её поставщиков. Серьёзные убытки несут компании, занимающиеся страхованием автотранспорта. В любом случае в проигрыше оказываются автомобилисты.

Факты – упрямая вещь

Сделать определённые выводы можно, изучив имеющиеся в открытом доступе статистические данные, при ознакомлении с которыми выясняется, что сокращение российского авторынка происходит сразу по нескольким направлениям:

  • Уменьшается количество продаж, снизившись за 2020 год на 12%. Такую тенденцию ещё можно было бы списать на временное снижение покупательского спроса.
  • Ухудшается ассортимент. Тут потери куда серьёзнее. За последние пять лет реализуемый через дилерские центры модельный ряд сократился без малого на треть. Если в 2014 году для выбора было доступно более 400 моделей машин, то сегодня их осталось лишь 275.
  • Исчезают из продажи машины среднего ценового сегмента, уступая место дорогим и откровенно бюджетным модификациям.

Налицо тревожные симптомы, сигнализирующие о том, что отечественный автомобильный рынок болен. Чтобы оценить, каковы шансы на выздоровление, необходимо понять, каковы причины заболевания и существуют ли эффективные методы его лечения.

Ощутимые потери

Нет ничего удивительного в том, что с рынка уходят модели, не пользующиеся спросом. Это естественный процесс, побуждающий производителей создавать более конкурентоспособную продукцию. Но вот как объяснить, что до минимума сократились предложения в целых категориях автомобилей:

  • Почти исчезли из каталогов столь необходимые большим семьям недорогие минивэны. Сегодня уже не найти в продаже Mitsubishi Grandis, Citroen Berlingo, Volkswagen Touran, KIA Carens… Неужели все они вдруг стали неинтересны для покупателей?
  • Всё реже встречаются в автосалонах предназначенные для жителей сельской местности пикапы. И это в то время, когда Ford F-150 уже второй год остаётся одним из самых продаваемых в мире автомобилей.
  • Изрядно поредел строй микролитражек A-класса, так полюбившихся обитателям мегаполисов. Nissan Micra, Honda Jazz, Hyundai i10, Peugeot 108 официально в Россию не поставляются.

Ситуация развивается по нарастающей, набирая силу, как штормовая волна. Прекращены  поставки популярной модели Mazda 3. Компания Ford заявила о постепенном сворачивании своей деятельности в нашей стране. Корпорация General Motors продвигает только люксовые бренды.

Некоторые дилерские центры не способны удовлетворить спрос даже на модификации, указанные в каталогах. За прошедший год резерв на складах сократился в 2,2 раза, до 27 тыс. машин. Пустеют шоурумы престижных брендов, таких как Porsche и Jaguar, Cadillac и Jeep. Уменьшается ассортимент в автосалонах Volkswagen, Mazda, Nissan, Hyundai, Suzuki, Subaru, ориентированных на массового потребителя. Нередко, чтобы приобрести автомобиль в нужной комплектации, приходится жать по нескольку месяцев. С подобной ситуацией приходится сталкиваться даже при покупке моделей Lada. Это доказывает, что дело не только в том, что производители делают ставку лишь на самые популярные у автолюбителей модификации.

Гипотезы и реальность

Маститые эксперты называют несколько причин происходящего. Одни уверены, что мировой автомобильный рынок замер в ожидании перемен, связанных с отказом от двигателей внутреннего сгорания и переходом на электрическую тягу. Говоря по совести, подобная точка зрения не выдерживает никакой критики. Что бы там ни утверждали маркетологи, в ближайшее время электромобили едва ли вытеснят с дорог своих конкурентов, работающих на углеводородных видах топлива. Тем более в России, где для этого нет ни необходимой для нормальной эксплуатации такой техники инфраструктуры, ни подходящих климатических условий.

Другие специалисты полагают, что ухудшение ситуации на российском авторынке произошло из-за эпидемии коронавируса. Да, действительно, принимаемые государствами карантинные меры не прошли даром, затронув разные сегменты экономики. Производители столкнулись с такими проблемами, как:

  • Срыв поставок комплектующих.
  • Вынужденная остановка сборочных конвейеров.
  • Сбои в налаженной системе транспортировки.

Однако списывать всё только лишь на свирепствующий по всему миру вирус было бы неправильно. Есть и иные, более глубокие причины.

В период локдауна падение продаж составило 72% в апреле, 52% в мае и 15% в июне. Очевидно, что во второй половине года встревоженные дилеры проявили чрезмерную осторожность. Не зная, как будет развиваться ситуация далее и не рассчитывая на быстрое восстановление покупательского спроса, они стремились свести потери к минимуму и чрезмерно ограничили поставки новой продукции. Будь всё дело только в этом, уже через несколько месяцев можно было бы ожидать исправления наметившегося дисбаланса. Однако повода для оптимизма нет.

Ключи

Движение вниз

По данным портала Auto Vercity, снижение продаж автомобилей в России наблюдается начиная с 2013 года. Не исправил ситуацию даже кратковременный и откат, зафиксированный в 2017 – 2018 годах. Но дело не только в меньшем количестве проданных машин. Куда серьёзнее то, что изменилась сама структура рынка. Это происходило в несколько этапов:

  • Сначала сократился ассортимент моделей среднего класса, пользующихся хорошим спросом в период экономической стабильности. Стали недоступны для покупки Honda Civic и HR-V, Volkswagen Passat Variant, Aerton и Sharan, Toyota Yaris и C-HR, Nissan Juke… При желании этот список можно было бы существенно расширить.
  • Затем произошло расслоение рынка. В какой-то момент хорошо продавались либо престижные, либо откровенно бюджетные авто. Однако сегмент люксовых брендов не резиновый, и интерес к дорогим иномаркам стал постепенно угасать, хотя, разумеется, не пропал окончательно.
  • Наконец наступил третий этап. В большинстве цивилизованных стран стали активно продаваться автомобили, комплектуемые турбированными моторами малого объёма и оснащаемые системой гибридного привода. Но наша страна оказалась не готова к этим изменениям. Эта неготовность выражается в низком качестве топлива, становящегося причиной сокращения ресурса силовых агрегатов нового типа, и отсутствии развитой сети современных станций технического обслуживания.

Причиной всего происходящего является снижение реальных доходов основной массы граждан Российской Федерации. При отсутствии кардинальных изменений – а предпосылок для этого пока не наблюдается – российский авторынок с каждым годом будет всё больше напоминать автомобильные рынки развивающихся стран, со всеми вытекающими последствиями.

Нет спроса – нет и предложения

Из-за падения курса рубля большинство производителей повышает цены на свою продукцию. В 2020 году, в зависимости от бренда, подорожание составило от 2 до 5%. Да, ослабление национальной валюты, в какой-то мере, способно подстегнуть активность покупателей. Но это явление временное. Просто граждане, опасаясь того, что их сбережения обесценятся, вкладывают деньги в товары, надеясь таким образом избежать серьёзных финансовых потерь. Пользуясь моментом, некоторые недобросовестные дилеры навязывают клиентам целый комплекс дополнительных услуг, увеличивающих стоимость машин на 5 – 20%.

Вслед за продажами автомобилей снижается и спрос на услуги страховых компаний. Учитывая требования законодательства РФ, от оплаты ОСАГО автомобилистам не отвертеться. Но полисы КАСКО, чаще всего, оформляют при покупке новой техники. И это значит, что страховщики будут нести убытки вместе с производителями и продавцами.

Вполне возможно, что компании, наученные горьким опытом, больше не будут останавливать производство автомобилей и комплектующих, несмотря на увеличение количества сотрудников, инфицированных коронавирусом. И, что тоже вероятно, дилеры наладят поставки техники и увеличат запасы машин на своих складах. Но все прилагаемые усилия окажутся бесполезны, если не начнёт расти покупательная способность населения. И никакая страховка тут не поможет.

Aosago.ru ©

Источники: kommersant.ru

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *