В МВД планируют кардинально усилить контроль за неисправными автомобилями. Инспекторы смогут приостановить действие диагностической карты прямо на дороге.
В подготовленный Министерством внутренних дел законопроект вносит изменения в законы «О безопасности дорожного движения», «О государственной регистрации транспортных средств» и «О техническом осмотре».
«Согласно ст.12.5 КоАП, при обнаружении неисправности тормозов и рулевого управления инспектор налагает штраф в размере 500 рублей, автомобиль эвакуируется», ‒ говорится в документе.
За менее серьезные нарушения штраф такой же, но без задерживания. Ежегодно за подобные нарушения штрафуют более 1 миллиона водителей. До 80% автовладельцев покупают диагностические карты, так говорят независимые эксперты и органы власти.
Ссылаясь на международный опыт, МВД предлагает ввести новый порядок։
- Если на улице обнаружена неисправная машина (например, не работают фары, поворотники, тормоза, стоп-сигналы, неисправно рулевое управление, зимой установлена летняя резина, незаконно изменена конструкция ‒ перечень устанавливается постановлением правительства) инспектор принимает решение «о запрещении эксплуатации» ․
- Протокол по ст. 12.5 КоАП приостановит действие диагностической карты. Если в темноте не работают фары или стеклоочиститель в дождь, инспектор запретит водителю двигаться дальше (неясно, какая мера безопасности будет применена).
- В случае менее критичных поломок можно будет продолжить движение к месту ремонта.
- Водитель обязан устранить неисправность в течение 72 часов и пройти «внеочередной осмотр», в ходе которого проверят, устранена ли неисправность.
После этого запрет автоматически снимается ‒ оператор техосмотра передаст информацию в базу данных ГИБДД. Если автомобилист не уложится в срок, его регистрационное удостоверение (СТС) будет аннулировано: автомобиль не может быть зарегистрирован, внесены изменения в документы и т. Д. Процедура изъятия (и возврата) документа будет описана в постановлении правительства.
Вождение без СТС грозит штрафом в 500 рублей по ст. 12.3 КоАП (вождение без регистрационных документов) и стоянка, это уже действует. При незначительных неисправностях (отсутствие аптечки, неисправные противотуманные фары, отсутствие номерных знаков) новый механизм не используется, как видно из пояснительной записки.
К концу 2020 года закон должен быть отправлен в правительство, а оттуда ‒ в Госдуму. Предполагается, что он вступит в силу через год после публикации, также необходимо будет принять ряд государственных постановлений и внести изменения в правила технического надзора.
По данным ГИБДД, с января по октябрь 2020 года из-за эксплуатации неисправных транспортных средств произошло более 6,3 тысячи ДТП, что на 13,1% больше, чем годом ранее. Погибли 960 человек (+ 5,7%), 8,4 тысячи получили травмы (+ 4%). Чаще всего при анализе подобных аварий обнаруживается установка разных шин на одну ось, чрезмерное тонирование, неисправность осветительных приборов и незаконные изменения конструкции.
Масштабная реформа
Очевидно, что проект МВД связан с масштабной реформой технического надзора, которая запуститься в марте 2021 года: диагностические карты станут электронными, вводится фотографирование автомобилей во время техосмотра, ужесточаются обязанности операторов. Все законы для нее уже приняты с отсрочкой, сейчас готовятся постановления. ФАС, в частности, разрабатывает новую систему ценообразования на техническое обслуживание.
Мнения экспертов
Виктор Травин, президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев, напоминает, что до 2014 года Кодекс об административных правонарушениях разрешал инспекторам снимать номерные знаки за определенные нарушения ‒ «запрет на эксплуатацию». Поддержав идею МВД он отметил, что необходимо уточнить с полисом ОСАГО, что с ним будет после приостановления диагностической карты. Травин напоминает, что теперь страховая компания может предъявить регрессный иск к водителю в случае несчастного случая с недействительной картой.
Страховщик не может в одностороннем порядке расторгнуть договор страхования, необходимо обратиться в суд, поясняет Российский союз автостраховщиков (РСА). Травин выразил озабоченность по поводу технологий решения проблем: как это будет сделано?
«Неважно, как он превратится в ясли по сговору инспектора и ближайшего пункта досмотра. Гаишник обеспечивает оператора стабильным потоком клиентов, которые делят прибыль», ‒ отмечает он.
Заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов считает, что для проведения проверки состояния автомобиля, необходимо специально оборудование и квалификация эксперта, так как сотрудники ГИБДД вряд ли этим обладают.
«Установить срок исправления указанных нарушений, наверное, правильно, но выявление технической неисправности путем проведения диагностирования на дороге вызывает определенное сомнение», ‒ говорит Сергей Ефремов.
Комментарии от редакции
Закон, предложенный Министерством внутренних дел, может помочь снизить количество аварий из-за неисправности автомобиля, но, с другой стороны, необходимо внедрить точные диагностические технологии и правовые стандарты для сотрудничества со страховыми компаниями. Мы будем следить за новостями и посмотрим, какие еще действия и нововведения предложат власти.
Aosago.ru ©
Источники: kommersant.ru